Психологический консультативный центр

Per aspera ad astra
Обо мне

Реабилитация

Реабилитация - это особая система различных (медицинских, психологических, физических) воздействий, направленных на восстановление нарушенных или замещение полностью утраченных функций, которые пострадали в результате болезни. 

 

Благодаря реабилитации человек заново осваивает и возвращает себе мир, с его радостями и возможностями: свободой движения, общением с близкими и любимыми, активным участием в жизни семьи, занятием делом, которое приносит доход и способствует самореализации, увлечениями, - всем тем без чего наша жизнь кажется нам серой и ненаполненной.

 

Наши специалисты проводят нейропсихологическую и физическую реабилитацию, а также участвуют в процессе комплексного сопровождения пациента совместно с врачами, логопедами и эрготерапевтами.

 

Вы можете подробнее узнать о кинезиотерапии и нейропсихологической реабилитации на этой странице и записаться на приём.

 

О нейропсихологической реабилитации:

О кинезиотерапии:

 

В процессе нейропсихологической реабилитации основной целью выступает восстановление высших психических функций (ВПФ), которые пострадали вследствие какого-либо повреждения мозга. То есть нейропсихологическая реабилитация актуальна, если пострадали такие функции как внимание, память, мышление, речь, восприятие собственного тела, зрительное узнавание, понимание пространства окружающего мира и так далее. Чаще всего такие нарушения вызываются травмами и инсультами, но это не единственные причины.

 

В процессе прохождения реабилитации внимание уделяется двум подходам, которые реализуются одновременно:

     1) Работа, направленная на восстановление непосредственно нарушенных функций. Методы подбираются индивидуально, с учетом нарушения, сохранных функций, личности пациента, но в любом случае в процессе выполнения предложенных специалистом заданий человек заново учится управлять теми своими возможностями, которые были утрачены.

     2) Работа, направленная на восстановление и поддержку личности пациента. Следует отметить, что, обращаясь к воспоминаниям пациента, его увлечениям и планам, мы позволяем лучше персонифицировать предлагаемые задания, увлечь участием в них, а значит усилить присвоение результатов своего труда и быстрее их ощутить. Безусловно, повреждения мозга – это тяжелое испытание для самого человека и для членов его семьи, поэтому работа с эмоциональной сферой и потребностями и мотивацией человека крайне важна для успешной реабилитации.

 

Наши специалисты используют метод восстановительного обучения, который строится на трудах А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой и оценивается как наиболее эффективный способ восстановления и выстраивания утраченных возможностей. Эффективность достигается за счет одновременного использования нескольких путей восстановления одной и той же функции: её растормаживание, внутри- и межсистемная перестройка функциональных путей в головном мозге, изменение личностных установок, формирование утерянной функции в сохранных отделах мозга, создание благоприятной базы для возможностей спонтанного восстановления.

 

Реабилитационная работа строится на ряде принципов, которые позволяют учесть все нюансы конкретной ситуации и достичь хороших результатов:

     1) Программа составляется только после проведения нейропсихологической диагностики, так как важно учесть глубину и масштабность имеющихся нарушений, а также сохранных функций.

     2) Восстановление нарушенной функции происходит в процессе активного использования сохранных возможностей пациента, которые функционально связаны с пострадавшим звеном.

     3) Реабилитация подразумевает не только механическое выполнение предложенных заданий, но и их обсуждение: благодаря развитию самоконтроля возможна коррекция нарушений.

     4) В работе используется большое количество простых бытовых предметов как в их прямом назначении, так и в необычном виде. Благодаря тому, что идет взаимодействие с реальными объектами, а не внутри собственного сознания, становится понятен оптимальный способ деятельности.

     5) Работа строится постепенно, от самого простого, знакомого и доступного, к сложному, новому и необычному, чтобы повысить мотивацию к работе и, не перегружая, обогащать навыки, необходимые для реализации сложных функций.

     6) В реабилитации всегда учитывается мотивация пациента, его желания, понимание произошедшего с ним, поэтому часть занятий всегда посвящен диалогу, в котором рождаются цели и оценивается достигнутый результат.

     7) Материал, используемых в занятиях, с одной стороны разнообразен, чтобы поддерживать интерес и давать возможность менять деятельность по мере появления утомления, но с другой стороны он повторяется от занятия к занятию, чтобы не истощить внимание излишним разнообразием.

 

Важно отметить, что успех реабилитации зависит от включенности в этот процесс самого пациента. Очень важно выполнять задания, рекомендуемые для самостоятельной работы, а если с ними возникают сложности – обсуждать это со специалистом. Работая совместно можно преодолеть многие преграды. Проблемы могут быть связаны как с непониманием задачи, недостаточностью материала, так и с личностными причинами, и все эти причины важны в работе, и обязательно будут учитываться, если вы сообщите об этом.

Также в реабилитации часто требуется участие нескольких специалистов, в том числе врачей, физиотерапевтов, логопедов. Наши специалисты обязательно сообщат вам о необходимости других консультаций или занятий, и для успеха важно будет следовать этим рекомендациям.

 

Кинезиотерапия включает в себя подострую (профилактическую) или постострую (восстановительную) реабилитационную терапию. В рамках неё уделяется особое внимание лечебным упражнениям, восстановлению сил, а также физическому воспитанию. Кинезиотерапевт обеспечивает физическую пользу от лечебных упражнений, однако, заинтересован и в психологической вовлеченности человека в процесс возвращения и сохранения здоровья, так как это условие повышает эффективность реабилитационной работы.

Предлагаемые упражнения повышают силу, подвижность и выносливость людей, обладаюших функциональными ограничениями в следствие травмы, а также нуждающихся в восстановлении после заболевания. Также кинезиотерапия показана при нарушениях физического или психического развития у детей.  

При составлении плана терапии учитываются причины и особенности имеющегося нарушения, предыдущие заболевания и вмешательства, непосредственное функциональное состояние человека, а также способность к взаимодействию со специалистом и обратной связи. Благодаря учету этих нюансов, терапия подбирается полностью индивидуально, что позволяет достичь максимального результата.

 

Основные цели кинезиотерапии:

- снижение мышечного напряжения, нормализация тонуса;

- обеспечение большей эластичности мышц, а также связочного аппарата;

- восстановление функциональных свойств соединительной ткани;

- формирование или возвращение достаточной амплитуды движений;

- уменьшение воспалительных процессов, вызываемых нарушениями в опорно-двигательном аппарате;

- восстановление и улучшение кровообращения.

 

Рекомендуется обратиться к кинезиотерапевту при:

- болях в суставах и мышцах различного происхождения и локализации;

- нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии;

- протрузиях и грыжах межпозвоночных дисков;

- остеохондрозе, нестабильности позвонков, гипермобильности суставов;

- парезах и параличах различного происхождения;

- полинейропатии, нарушении чувствительности;

- головных болях;

- нарушениях развития у детей, вовлекающих опорно-двигательную систему;

- нарушении речевого развития детей.

 

Влияние кинезиотерапии заключается в:

- разработке связочного аппарата, нормализации мышечного тонус в следствие глубокой проработки мышц, суставов, соединительной ткани;

- формировании новых двигательных паттернов и разрушении стереотипных, непродуктивных, нефизиологичных движений;

- профилактике ослабления мышц, что приводит к увеличению мышечной массы, предотвращает атрофические процессы;

- оптимизации обменных процессов, благодаря улучшению кровообращения, иннервации тканей, а также работы с дыхательной функцией;

- снижении болевого синдрома за счет снятия мышечных спазмов, увеличения эластичности и пластичности мышц.

Благодаря этому у человека возрастает активность, улучшается общее самочувствие, повышается работоспособность.

 

Прохождение курса кинезиотерапии требует выполнения ряда правил:

1) При записи на приём к кинезиотерапевту обязательно подробно объясните свой запрос, то есть цель обращения. В ряде случаев специалист попросит вас сделать дополнительные предварительные обследования, либо рекомендует в первую очередь обратиться за консультацией к врачу. Обратите внимание, что человеческий организм крайне изменчив, поэтому обследования, которые были пройдены длительное время назад могут не в полной мере отражать текущую ситуацию. Поэтому, имея запрашиваемые обследования на руках, также уточните, когда они проводились.

2) На приёме специалист ознакомиться с заключениями, а также принесёнными рентгеновскими / МРТ / КТ снимками, подробно расспросит вас о самочувствии, а также о сопутствующих заболеваниях. Отнеситесь к этому ответственно, в ряде случаев кинезиотерапия может быть противопоказана.

3) Специалист обязательно проводит физический осмотр, поэтому если вы заинтересованы в консультации по поводу, допустим, ребенка, не забывайте приходить на консультацию совместно.

4) Необходимое количество сеансов специалист сможет сообщить вам по итогам первой консультации, чаще всего курс составляет от 10 до 15 процедур, будьте готовы посещать специалиста столько раз и с той периодичностью, как это будет назначено.

5) По итогам прохождения курса вам могут быть даны дополнительные рекомендации (гимнастика, ношение ортопедической обуви и т.д.), старайтесь не пренебрегать ими. Также специалист может сообщить о необходимости прохождении повторного курса через какое-то время.

6) Если во время сеанса вас беспокоят какие-либо нетипичные или внезапные ощущенияобязательно сообщайте об этом. Не забывайте, что каждый организм уникален, поэтому и особенности реагирования могут отличаться.